В конкурс «Учитель года» можно войти, а выйти из него нельзя!
Устные и письменные опросы, которые мы проводим уже несколько лет, подтверждают: конкурс принципиально меняет профессиональную жизнь учителя. Он продвигает и обновляет педагогическое сознание участников, взгляды, подходы, заставляет задуматься о собственной системе работы, ставит перед ними новые задачи. Их жизнь словно делится на две части – до и после. Конкурсные испытания закаляют характер, учат преодолевать трудности, смотреть на все, что было ранее, совсем с другой стороны. Вот что сказала по поводу конкурса Олеся Мароч, учитель из Кабардино-Балкарской Республики, где в феврале 2018 года мы проводили для будущих участников семинар: «Участие в конкурсе – это как восхождение на Эверест. Подниматься страшно, но понимаешь, что именно на вершине обретешь истинную свободу». В конкурс «Учитель года» можно войти, а выйти из него нельзя, утверждают многие педагоги, прошедшие через него, уже не представляя свою профессию без встреч с конкурсантами, без их энергетики и позитива, без мастер-классов самых ярких и талантливых коллег, своего рода Моцартов в педагогике, которых открывает конкурс, тех самых, умеющих увлекать, вести за собой, заряжать, вдохновлять не только своим профессионализмом, но харизмой, пассионарностью, способностью видеть все острее, тоньше и глубже. В послеконкурсной жизни учителям, находящимся во власти того драйва, который они получили во время этого действия, уже трудно обходиться без профессиональных дебатов и дискуссий, доверительных бесед и общения, без атмосферы творческого подъема и педагогики полета.
В самом деле, за почти 29 лет своей истории «Учитель года» стал составной частью более масштабного проекта, получившего в педагогическом сообществе название «послеконкурсное движение». В результате совместных усилий его соучредителей – Министерства образования и науки РФ (ныне Министерство просвещения РФ), Общероссийского профсоюза образования и «УГ» – не только сам конкурс получил признание и авторитет, но и послеконкурсная жизнь обрела за эти годы свои очертания и формы, свой контент и задачи. Важный результат – появившиеся педагогические сообщества, которые расширили горизонты профессионального общения между учителями из разных городов и областей страны. А не это ли – внутренняя смотивированная потребность в таких контактах, желание учиться друг у друга – и есть реальный путь к осуществлению мечты о едином в стране образовательном пространстве?

Кремлевские встречи
Заставил ли конкурс услышать голос учителя? Помог ли преодолеть разрыв между ним и властью? Судите сами! Факт, что первые лица государства не раз встречались с лауреатами и победителями, неоспорим. В первые десять лет победители и лауреаты конкурса «Учитель года» трижды побывали в Кремле. В 1990‑м и 1991‑м Президент СССР Михаил Горбачев вручал Хрустального пеликана Александру Сутормину из Тулы и Валерию Гербутову из Минска. Вторая встреча проходила с участием Петра Положевца уже в качестве главного редактора «УГ» накануне известных событий, изменивших страну. Советского Союза не стало… Времена пришли трудные. В этом хаосе, без финансовой поддержки нужно было сохранить не только авторитетную, многолетнюю, богатую своей историей газету, но и рожденного ею «Учителя года». Не только сохранить, но поднять на такой уровень, чтобы педагогическое сообщество, власть признали конкурс. Получилось, удалось! Первым победителям уже российского этапа – Артуру Зарубе, Олегу Парамонову, Михаилу Нянковскому, Зинаиде Климентовской – Хрустального пеликана (знаковую птицу с ореолом множества легенд символом конкурса сделали также журналисты «УГ») вручал наш главный редактор. Министр образования Эдуард Днепров на открытии конкурса в 1992‑м предложил сделать акцию, начатую по инициативе «Учительской газеты» два года назад, постоянно действующей и создать совет финалистов конкурса. Постепенно интерес к этому педагогическому состязанию в обществе возрастал, «верхи» уже не могли игнорировать его. Лед тронулся, и мы смогли добиться того, что через пять лет (спасибо Марии Николаевне Лазутовой, заместителю министра образования в те годы, за поддержку!) в Екатерининском зале Кремлевского дворца лауреатов конкурса последних трех лет Борис Ельцин все-таки принял. Тогда теплая встреча с учителями завершилась согласием Президента России стать председателем попечительского совета конкурса «Учитель года», обещаниями чаще принимать министра образования и обсуждать с ним насущные проблемы школы. Нельзя сказать, что с той поры, с 1995 года, глава государства потерял интерес к педагогам и конкурсу. Ежегодно в День учителя во время открытия конкурса он присылал свои приветствия и поздравления. Но в Кремле таких встреч больше не было. И вот 2000‑й. Спустя (снова!) пять лет и. о. Президента России В.В.Путин пригласил в кремлевскую резиденцию учителей, удостоенных премий Президента Российской Федерации за 1999 год, – лауреатов конкурса «Учитель года России» (в те годы лауреаты получали такую премию, она была учреждена указом Президента Бориса Ельцина в 1994 году, отменена в 2004‑м). Запомнила и записала в блокноте, что выступление Владимира Владимировича в Кремле было достаточно кратким, но емким и обнадеживающим. Говорил он спокойно и уверенно, изредка заглядывая в текст, о том, что российская школа всегда отличалась высоким качеством образования, и чтобы поддержать этот уровень, нужно вместе работать – и учителю, и государству, и школе, и родителям, и ученикам. Он воздал должное учителям, сказав: «Присуждение премии «Учитель года России» – это не только признание вашего таланта и вашего трудолюбия. Это признание государственной важности труда учителя». В.Путин также подчеркнул особую роль молодых, творческих, талантливых учителей, которые выбрали эту профессию «в годы становления новой России, в тяжелые годы».
Виктор Шилов, победитель конкурса «Учитель года России»-1999, учитель музыки из Челябинска, в ответной речи также не был многословен. Заметил, что Владимир Владимирович в последнее время не раз проявлял повышенный интерес к образованию, имея в виду его участие в недавнем всероссийском совещании, подписание указа о присвоении звания «Народный учитель России» и, конечно, нынешний прием учителей в Кремле. Учитель пригласил и. о. президента на слет лауреатов всех десяти конкурсов, проведение которого по инициативе «Учительской газеты» планировалось 21‑28 апреля в Москве. Он призвал президента прислушаться к голосу этого уникального по-своему педагогического совета, который может внести много ценного и полезного в наше образование.
Как часто и бывает, самое интересное на такого уровня встречах происходит после официальной части, когда соблюдены все протокольные процедуры, вручены дипломы и цветы, сказаны речи.
С бокалом шампанского в руке и в окружении учителей и гостей кремлевского мероприятия Владимир Путин согласится побывать на слете, а учителя, преодолев робость и напряжение, вступят с ним в активный диалог. Из чего мы узнали, что самое любимое историческое событие у Владимира Владимировича – Полтавская битва, что он весьма поражен тем, что его учителя помнят Володю-школьника во всех деталях и подробностях. Президент был раскован, шутил, быстро реагировал на многочисленные вопросы учителей.
Поддерживая беседу, Александр Селянин, учитель истории из Карелии, скажет: «У учителя и президента есть одно сходство – трудная профессия». «Это так, – быстро отпарирует Владимир Владимирович. – Но учитель – это навсегда, а президент – ненадолго».
Микаил Дугричалов, учитель из Буйнакска, подарил Владимиру Владимировичу каракулевую папаху. Тот в свою очередь расспрашивал о положении дел в этом дагестанском городе. А Галина Чернова с Чукотки обратилась с просьбой серьезно заняться проблемами Севера.
Но, пожалуй, всех обошла смелостью и настойчивостью, проявила почти бойцовские качества Зай­рат Байбагисова, учитель Дциль-Халкской средней школы Карачаево-Черкесской Республики, которая призвала Владимира Путина защитить ногайцев, немногочисленный народ, проживающий на территории этой республики. Она выразила удивление, почему власть не проявляет должного внимания к нарастающим межнациональным конфликтам. На достаточно откровенные высказывания смелой учительницы Владимир Владимирович ответил так: «Я вас, Зайрат, возьму советником по межнациональным вопросам».
На слет президент не приехал. Готовился к своей первой инаугурации, которая прошла 7 мая 2000 года. Зайрат не стала советником президента, не все проблемы Севера, о которых говорила Галина Чернова, он решил… Но главное в другом: профессиональный конкурс остался с тех пор в поле зрения руководства страны. С того момента встречи президента с лауреатами конкурса «Учитель года России» стали традиционными.

«Отыщи всему начало, и ты многое поймешь»
Не все знают, что история конкурса началась в «Учительской газете» с небольшой публикации «Итак, начинаем». Перед этим наши коллеги-журналисты обратились к читателям с идеей запуска в стране конкурса под названием «Учитель года». Организовали дискуссию, а по ее итогам разработали первое положение, опубликовав его 30 декабря в том же 1989 году. Эту дату можно считать рождением конкурса. И уже после старта первого «Учителя года СССР» в 1990‑м идея создания клубов учителей года как формата для развития послеконкурсного движения прозвучала в статье Владимира Жукова «За расставанием будет встреча». Он написал: «Вот и закончился наш всесоюзный конкурс. Но не заканчивается разговор об учителе года-90 на страницах «УГ». И о том учителе, кому посчастливилось попасть в суперфинал конкурса, и о том, кто стал лауреатом года в своей школе, сумел проявить себя на районном, городском этапе. Мы готовим к публикации в газете творческие задания финалистов, запланировали новые командировки, прежде всего к наиболее интересным педагогам, на чьих открытых уроках в московских школах нам удалось побывать. Конкурс уже объединил на местах десятки, сотни инициативных, ищущих, творческих педагогов. Надеемся, что и при «УГ» сложится Клуб учителей года» («УГ», 1990 год). Для продвижения идеи газета предложила провести в Москве Всесоюзную конференцию «Учитель года»-90, чтобы делегаты от регионов – участники и организаторы конкурса на местах – смогли обменяться опытом, обсудить и принять новое Положение о конкурсе, избрать Национальный координационный комитет конкурса «Учитель года». И пригласила Гос­об­ра­зо­ва­ние СССР, ЦК Профсоюза работников народного образования и науки, Всесоюзный совет по народному образованию, Союз педагогических сообществ СССР и другие общественные структуры выступить соорганизаторами конференции и стать партнерами в развитии конкурсной эпопеи. Консенсус состоялся, диалог между государством и обществом позволил придать конкурсному движению новый импульс. Многое получалось, несмотря ни на что, и в сложные 90‑е, и в наступившем новом веке, в его первом и втором десятилетиях. К газете, хранительнице своего любимого детища, присоединялись те, кто разделял идеи конкурса, кто вносил свою важную лепту в общий проект. Когорта лауреатов, финалистов, победителей конкурса разных лет постепенно становилась нашим мощным активом. «Пеликанья» семья крепла, и мы вместе с ней продолжили начатое нашими коллегами-предшественниками большое педагогическое дело.
В начале 2000‑х стали заявлять о себе региональные, муниципальные клубы учителей года. Сегодня их более 40. Реально работающие структуры, процесс создания которых продолжается. Не так давно, например, при поддержке «УГ» появился на свет Клуб учителей года в Республике Татарстан. Клубы складываются и как неформальные объединения: их потенциал активно используется региональными институтами развития образования в системе повышения квалификации. А также формируются и регистрируются как общественные организации со своими уставами, ставят, замечу, перед собой весьма важные и амбициозные задачи. Такие, например, как обмен информацией и распространение положительного опыта в реализации образовательных программ и проектов в регионе, за его пределами. Клубы участвуют в проведении на местах ежегодных конкурсов «Учитель года», устанавливают, развивают профессиональное, творческое общение между участниками конкурсов разных лет. Часто берут на себя распространение педагогического опыта творчески работающих педагогов, создают информационные банки данных о конкурсантах, проводят конференции, форумы, семинары. Их роль в поддержке различных социально значимых акций становится все более заметной. Клубы создают свои сайты, распространяют информацию о своей деятельности через областные (краевые, рес­публиканские) и муниципальные СМИ, привлекают финансовые ресурсы в рамках участия в образовательных проектах и грантах, содействуют работе комиссий по поощрению педагогов. «Клубники» – люди с активной жизненной позицией, часто выступают с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносят, наконец, предложения в органы государственной власти и местного самоуправления.
Полезное и эффективное взаимодействие педагогических сообществ и власти не раз приходилось наблюдать, например, в Алтайском крае, в Московской, Тюменской, Ростовской, Самарской, Ленинградской областях на фестивалях, форумах, семинарах, когда инициатива «клубников», поддержанная сверху, дает хорошие результаты, помогает учителю в профессиональном росте и развитии. Творческие клубные объединения имеют на своем счету сотни педагогических десантов в сельские школы и школы малых городов, тысячи открытых уроков и мастер-классов. Получили развитие региональные и межрегиональные слеты учителей – участников конкурса «Учитель года», среди которых особое место занимают встречи творческих педагогов в пос. Лазаревское (район Сочи), организуемые ростовским клубом «Учитель года», а также в Подмосковье и Ульяновске. Интересно развивается клуб «Диалог» в Курганской области, который состоит из муниципальных отделений областного клуба. С каждым годом география встреч и круг участников этого движения расширяются, поскольку тематика и формы становятся все более интерактивными и привлекательными для его участников. В качестве девиза их деятельности можно признать девиз клуба Холмогорского района Архангельской области: «Мастерство не случайная удача, а систематический поиск и труд».

Вспоминаем с благодарностью
Первые послеконкурсные слеты всероссийского уровня проходили уже в 90‑х годах. Началось с Сургута, когда Валерий Михайлович Салахов, член жюри, директор гимназии, ныне народный учитель России, пригласил к себе в 1994 году конкурсантов из разных российских городов и сел. Потом принимали Псков, Рязань, Москва, Ленинградская область и другие регионы, которые и сегодня в этом направлении работают активно и системно. Конкурсный запал сохраняют и приумножают в Московской, Самарской областях, в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Москве и Санкт-Петербурге, Алтайском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, ХМАО – Югре, Чеченской Республике и в других субъектах, где мы часто бываем не только как журналисты, но и как лекторы, организаторы семинаров, форумов, слетов по конкурсной проблематике. Вспомню «Просветительский теплоход» на югорской земле, когда первый раз в сентябре 2006 года Департамент образования и науки ХМАО – Югры и «Учительская газета» совершили вместе с учителями года России педагогический десант – на губернаторском корабле отправились (трижды) в труднодоступные пункты вдоль русла реки Оби. Учителя года давали мастер-классы, газета проводила круглые столы с сельскими учителями, работающими в непростых условиях, в местах, климат и природа которых суровы и капризны – четыре и более месяца в году многие поселки доступны только по воздуху…
Или пример из Западной Сибири. Первые педагогические марафоны с участием учителей года России – начало нашей совместной работы с Тюменским областным государственным институтом развития регионального образования. Год 2003‑й. Большой форум в Тюменской филармонии с участием Сергея Семеновича Собянина, в то время губернатора области, когда почти две тысячи зрителей услышали выступления известных в образовании людей, таких как Евгений Ямбург, Александр Асмолов, Шалва Амонашвили, Петр Положевец, и увидели их в роли учеников. Связь времен и поколений, науки и практики. Торжество педагогики конкурсного сотрудничества. Это были импровизированные уроки на сцене, которые проводили абсолютные победители конкурса разных лет, мэт­ры 90‑х, первых лет 2000‑х. И сейчас, продолжая эту традицию, мы приезжаем в города и села с учителями года, каждый раз подбирая новый состав экс-конкурсантов в соответствии с направлением и темой педагогического события.

Эффективные проекты
Есть проекты, которые в послеконкурсном движении заняли особое место. Они результат не только организаторского таланта его авторов и исполнителей, понимания ими стратегии профессионального конкурса, его сверхзадач и философии. Их делают конкретные люди с прочной профессиональной базой, с ясными и понятными целями, которые они умеют воплощать на практике. А главное, перефразируя Федора Тютчева, – в них «есть душа», в них «есть свобода». Говорю о межрегиональной школе «Учитель года», инициированной Владимиром Головнером, московским учителем химии. При поддержке «Учительской газеты» он сумел трансформировать идеи конкурса в особом формате. Родились две школы – летняя (чаще ее называют экспедицией) и зимняя. Оба отделения имеют такие общие цели, как краткосрочное обучение школьников из различных регионов страны в учебных мастерских учителей года по их авторским методикам, а также широкий обмен опытом между творчески работающими учителями России и создание краткосрочных программ повышения квалификации педагогов силами победителей и финалистов всероссийских конкурсов «Учитель года».
В педагогическом сообществе этот проект стал известным и востребованным. Он объединил педагогов, живущих и работающих в разных концах страны, поэтому задуманная школа учителей года могла быть реализована только в тот период времени, когда и учителя, и школьники свободны от своих основных обязанностей, то есть во время каникул. Именно поэтому межрегиональная школа «Учитель года» стала особым учебным заведением краткосрочного действия, которое функционирует два раза в году: летом (в течение двух недель в первой половине июля) и зимой (в течение пяти дней январских каникул).
Другой набирающий силу и признание – наш совместный послеконкурсный проект с Ульяновской областью – чемпионат региональных учительских команд (ЧЕРУК), который стал продолжением ежегодных фестивалей учительских клубов, проводимых в этом регионе с 2009 года. Создание переговорного пространства для осмысления и распространения лучших педагогических идей, моделей, условий для инновационного развития и повышения качества образования стало его стратегической задачей. Преимущество ­ЧЕРУКА – коллективный обучающий диалог лидеров науки и практики региональных систем образования. Сверхзадачи – становление новой педагогической культуры, укрепление профессиональных связей, популяризация новых профессионально-педагогических компетенций. Важно и то, что чемпионат продвигает не отдельного учителя, не отдельный педагогический опыт, а качественную педагогическую систему и успешно работающих в ней педагогов. И здесь снова большую роль сыграло то, что Екатерина Уба, первый заместитель губернатора Ульяновской области, сама в 2006 году стала победителем конкурса «Учитель года России».
Еще один пример молодого, но успевшего стать знаковым не только для Пермского края послеконкурсного проекта, осуществляемого с участием «Учительской газеты», – Всероссийский форум «Все звезды в гости к нам», который проходит на сцене органного зала Пермской филармонии уже 6 лет. Его автор – директор школы №2 Валентина Красносельских, чья душа также прочно связана с конкурсом. Она сама прошла в свое время через него, в ее школе два учителя в разные годы стали лауреатами Всероссийского конкурса «Учитель года России». Два года назад со своей командой учителей, учеников и родителей автор проекта победила на конкурсе «Успешная школа», который мы проводим вот уже три года подряд.

А как у них, за океаном?
Понимая важность распространения российского опыта конкурсного движения и желание получить больше информации о том, как эта программа работает за рубежом, уже в 90‑х годах мы попытались расширить послеконкурсное пространство. Не без поддержки министра образования и науки РФ Владимира Михайловича Филиппова (он руководил отраслевым ведомством с 1997 по 2004 год), принявшего конкурс и профессионально, и сердцем, нам удалось организовать зарубежные образовательные поездки для учителей года в те страны, где проходят аналогичные учительские состязания.
Проектов по международным программам тогда было немало. Взяв когда-то на вооружение конкурсную идею из-за океана (а там конкурс имеет еще более давние традиции, идущие из 50‑х годов, когда в практику вошла церемония вручения Хрустального яблока победителю конкурса «Учитель года» из рук президента США в Белом доме), наши журналисты адаптировали ее, предложив иные подход и концепцию проведения. Оригинальность, сложность, новизна нашего российского конкурса, высокие требования к учителю, уроки на сцене и многое другое весьма удивили координатора американского конкурса Джона Куэма, дважды побывавшего по нашему приглашению, в 1995 и 1997 годах, на российских конкурсах. Как и его учителей, победителей из США, которые приезжали вместе с ним. В 1997 году это была Шерон Дрейпер, учитель истории, которая на закрытии конкурса в киноконцертном зале «Россия» прочитала свое стихотворение, а Олег Парамонов (победил в 1993‑м) перевел его на русский язык и озвучил свои поэтические строки (вольный перевод, но практически уже собственный поэтический текст) на той же сцене ярко и выразительно, практически сразу после поэта Андрея Вознесенского. Сидевший на первом ряду министр образования и наук РФ Владимир Кинелев, вдохновленный выступлением учителя, серьезно произнес: «Наш лучше!» «В дни, когда враждуют страны, // В мире бедствий и разлук // Два великих океана // Нас свели пожатьем рук. // Вслед за их рукопожатьем // Две великие страны, // Взявшись за руки, как братья, // Нас друг к другу привели. // И Америку с Россией, // Чтобы выжила Земля, // Мудрой дружбой обручили, // В круг сойдясь, учителя. // И вне конкурса собравшись, // Ощутив тепло руки, // Узы конкурсного братства // Закрепят ученики». Символично, согласитесь. И очень злободневно!
Наше сотрудничество продолжилось: в 1999‑м прошел российско-американский семинар в штате Флорида. Потом была Австралия, где организаторы и участники российского конкурса встретились в 2002 году с коллегами по конкурсному движению на этом континенте. В 2004 году российские учителя давали уроки в английских школах, общались с участниками аналогичного конкурса, о чем в статье «Приключения «пеликанов» на туманном Альбионе» я поделилась с читателями журнала «Учитель года: лучшее от лучших» (выходил как приложение к «Учительской газете» в 2000‑2005 годах). Хотя такого рода образовательные путешествия какое-то время продолжались, например в Польшу, Данию, Финляндию, что значительно расширяло наши знания и представления о зарубежной школе, педагогике, о жизни учителей, о профессиональных конкурсах, образовательных технологиях, осуществлять международные программы с годами становилось все сложнее и сложнее…

Звездный опыт для всех
Конкурс «Учитель года» за все годы своего существования открыл немало ярких имен. На определенном этапе стало важно, чтобы все российские школы имели возможность ознакомиться с опытом звездных учителей и убедиться в том, что их педагогическое творчество, несомненно, является нашим золотым фондом. Именно эту мысль не раз высказывал Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ, академик, доктор физико-математических наук, человек известный и авторитетный. Наш самый главный эксперт на федеральном этапе конкурса, председатель Большого жюри с 1995 года по сей день, неоднократно отмечал высокий уровень профессионализма победителей, приглашал их на работу в МГУ. В 2009 году, напомню, чтобы сделать конкурс более открытым и доступным для всех российских учителей, мы, как организаторы, ввели обязательную трансляцию всех конкурсных испытаний в онлайн-режиме. Уже в 2000‑х годах начали появляться мультимедийные пособия на CD-ROM, которые сделали звездные уроки мастеров-педагогов открытыми для учителей страны.
При поддержке «Учительской газеты» в 2004 году научно-производственная организация города Брянска «Медиаресурсы для образования и просвещения» создала такой цикл. Это были авторские уроки победителей федерального этапа конкурса с 1992 по 2003 год. Чуть позднее в Тюменском областном институте регионального образования в результате наших совместных педагогических марафонов появился еще один проект – видеоуроки – лучшие практики учителей года России и Тюменской области. Усилиями ректора ТОГИРРО народного учителя РФ Ольги Владимировны Ройтблат в этом регионе сделано практически невозможное. Здесь зафиксировано все пространство конкурсного движения: то, что происходит до, во время конкурса и после него. Это видеозаписи методических и педагогических проектов и событий, педагогических марафонов, семинаров творческих работающих учителей, встреч членов Ассоциаций учителей-предметников. В этой обширной медиатеке – презентации опыта тюменских учителей и приглашенных педагогов и специалистов из регионов, их выступления на конференциях, семинарах, курсах повышения квалификации, участие в работе клубов молодых педагогов.
В последние годы потенциал учителей из конкурсного движения стал активно использоваться в проекте Российской электронной школы (РЭШ). Плоды конкурса «Учитель года» востребованы! Результат очевиден!

«Мы в ответе за тех, кого приручили»
Корневая причастность к конкурсу, непростой путь его становления, организация многих послеконкурсных проектов всегда обязывали нас держать высокую планку в распространении и тиражировании, осмыслении всего происходящего в этой сфере. Чтобы развивать идеи профессионального конкурса и всего того, что происходит после него, в постоянной рубрике «Учитель года» все эти годы мы публиковали материалы, оставляя будущему поколению историю конкурсного и послеконкурсного движения. Следуя за Антуаном де Сент-Экзюпери («Мы в ответе за тех, кого приручили»), каждый год перед новым конкурсом представляли на своих страницах подходы и его логистику, рассказывали о том, как он проходит, анализируя результаты, делясь впечатлениями. По сути, газета стала своего рода летописью или энциклопедией конкурса, в которой описаны на протяжении почти 30 лет опыт, технологии, портреты учителей года. Теперь это ценный архив, состоящий из тысячи очерков, статей, репортажей, посвященных участникам конкурса «Учитель года». Они наши эксперты, авторы публикаций, герои очерков, разработчики методических материалов. Вот он, НАШ клуб учителей года при «УГ», о котором мечтал и писал Владимир Жуков в далеком 1990‑м! Среди многих других совместных с конкурсантами полезных действий и проектов – цикл пособий «Готовимся к ЕГЭ с учителями года России», изданный в 2011‑2012 годах. Примерно тогда же на нашем сайте существовала виртуальная «Школа «УГ» для ЕГЭ» как дополнительная помощь школьникам в их подготовке к единому государственному экзамену как раз в тот период, когда это для них было актуально. Возложили миссию на учителей года как на консультантов-профи высшего класса.

Послесловие
Жизнь профессионального конкурса «Учитель года России» продолжается. Он меняется, развивается, совершенствуется. Так было, так будет и дальше. Мы никогда не стояли на месте, шли в ногу со временем, вносили со своими коллегами-соучредителями новое в содержание и структуру конкурса, углубляли научную, критериальную базу, опираясь на мнение и опыт квалифицированных экспертов, думающих, творческих, высокопрофессиональных педагогов. Именно поэтому сегодня конкурсное движение, а это доконкурсная подготовка учителя, сам конкурс и все, что происходит после него, смело заявляет о себе как о дополнительном ресурсе развития системы образования, становится эффективным инструментом профессионального роста учителя. Когда-то правильно выбранные стратегия, философия, подходы, сформировавшееся вокруг конкурса экспертное педагогическое сообщество позволили ему занять особое место в образовательном пространстве страны. Государство увидело его новые масштабы и возможности, потому не случайно в майских указах президента появилась строка о «создании системы профессиональных конкурсов в стране». Хорошо, что интерес к этой теме вышел на такой уровень. Теперь важно не пойти в сторону излишней формализации, стандартизации, жесткого контроля и назидательства, не разрушить это мощное, уникальное профессиональное и творческое дело, годами создававшееся на принципах сотрудничества общества и государства. У конкурса должна сохраниться душа! Пусть конкурсное движение развивается, расширяется, оставаясь живой демонстрацией современной педагогической практики, инструментом транслирования ее лучших образцов, кадровым резервом для формирования образовательной элиты, не утрачивая все лучшее, все то, благодаря чему история конкурса оказалась яркой и продолжительной.

http://www.ug.ru/archive/75630