Прививка творчества
В самом деле, многолетний конкурс «Учитель года России» оказался для подавляющего числа участников на региональном и федеральном уровнях мощным мотиватором для дальнейшего творческого роста. Объяснимо, ведь его модель и сверхзадачи требуют от учителя дополнительных интеллектуальных усилий, подготовки, психоэмоциональных, временных затрат, что соответственно дает и личностные эффекты, прямые и опосредованные результаты, такие, как, например, повышение профессиональной компетентности, расширение географии профессиональных связей, рефлексия своего опыта, его осмысление и переоценка. «Благодаря конкурсу поднимается планка качества образования, совершенствуется методическая система, внедряются новые технологии и подходы к учебно-воспитательному процессу». Эту фразу произнес спустя некоторое время после участия в конкурсе не только учитель, но в то время уже и директор школы, впоследствии профессор Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, а затем профессор Китайского океанологического университета Игорь Смирнов, одержавший победу на всероссийском финале конкурса в 2002 году. Блистательная профессиональная карьера Игоря Борисовича, талантливого педагога, учителя немецкого языка, далеко не единственный пример из истории послеконкурсного движения. И главное здесь не в слове «карьера», а в новых возможностях, которые открывает конкурс. Проверка границ своих способностей, умение и смелость шагнуть за грань, увидеть то, что скрыто, выстраивание собственного пути в профессии – все это отголоски конкурса, его долгое эхо. Сколько раз, бывая в регионах, часто обнаруживала такую закономерность: яркие, креативные педагоги, директора школ, нередко управленцы разного уровня имеют давнюю связь с конкурсом «Учитель года» как участники, финалисты, лауреаты, победители регионального уровня.
С Александром Калкаевым, директором гимназии №10 из города Невинномысска в Ставропольском крае, еще два года назад познакомилась на семинаре в Лазаревском и теперь накануне учебного года вновь встретилась на августовском педсовете, который проходил в новой и самой современной школе №45 города Ставрополя. Александр Андреевич одержал победу на региональном этапе Всероссийского конкурса еще в 1991 году. Тогда он не приехал на финал в Москву. «Слишком много эклектики», которую увидели эксперты в его педагогическом эссе, помешало тому. Но конкурсный ресурс очень пригодился в дальнейшей профессиональной жизни, в частности при создании уникальной гимназии ЛИК (личность – интеллект – культура), которую он открыл в 1992 году. В 2016‑2017 годах она вошла в Топ-500 лучших школ России. Примечательно и другое. Александр Калкаев, народный учитель России (это почетное звание он получил в 2011 году), оставаясь в орбите любви к конкурсу, трансформировал его идеи и предложил проведение в Ставропольском крае фестиваля под названием «Талант» на базе возглавляемой им гимназии. Власти его поддержали, начинали в 2000 году с 300 человек, сегодня это около 800 участников, которые получают «прививку» творчества и мастерства на ежегодных встречах во время осенних каникул. Как это созвучно мнению другого, уже московского директора школы Александра Глозмана, абсолютного победителя всероссийского финала в 1997 году, который как-то заметил: «Самое интересное на конкурсе начинается тогда, когда он позади, когда улягутся страсти по поводу всех побед и поражений – кто выиграл, кто проиграл, и на различных фестивалях, слетах рождаются профессиональные союзы, творческие проекты».

Что важнее – любить Чайковского или премию его имени?
Разумеется, конкурс активизирует жизненную позицию педагога только в том случае, если он правильно формулирует для себя мотивы и цели участия в нем. Ради чего он идет на конкурс? Для победы и удовлетворения амбиций? Почему бы нет! Для общественного признания, материального поощрения? И это желаемо, приятно, совсем нелишне! Быть может, для собственного роста и развития в профессии, когда, соревнуясь с другими, вы не стараетесь танцевать лучше всех остальных, как говорил о себе известный балетмейстер Михаил Барышников, а стараетесь танцевать лучше самого себя? Одно не исключает другого, но формально победитель один, призовых мест пять и пятнадцать престижных. Отсюда и выбор приоритетов, что любить больше, идя на конкурс, образно говоря, – самого Чайковского или премию его имени, искусство в себе или себя в искусстве?
Любовь к конкурсу в себе, а не себя в нем позволили Елене Букше из Ставропольского края, несмотря на то что не она, а другая «француженка», Екатерина Филиппова из Рязани, стала первой на этом состязании в 1996 году, построить свою успешную траекторию профессионального развития. На конкурсе в далеких 90‑х она запомнилась необычным форматом урока. Начала его за дверью класса, чтобы настроить малышей на «французский лад», на встречу с прекрасной и незнакомой страной, потом взяла в руки мяч и так, перебрасываясь, знакомилась с каждыми мальчиком и девочкой второго класса столичной школы №1526. Елена Комарова, наш журналист, очарованная учителем, описала подробности и детали открытия учениками «маленького Парижа», как они, «совсем еще маленькие, сидят, закрыв глаза, и повторяют первые французские слова, которые выучили сегодня. И, прощаясь с этой удивительной учительницей, слетевшей к ним на урок, как сон, доверчиво прижимаются к ней в полной уверенности, что она обязательно вернется» (статья «Игра снов, игра слов», «УГ» №44 от 31 октября 1996 г.). Анализируя свой урок, Елена Петровна тогда сказала, что ее мечта – чтобы ученики, впервые открывая «Вой­ну и мир» Толстого, сразу читали не в сносках, а в подлиннике: «Eh bien, mon prince. Genes et Lucques ne sont plus que des apanage, des поместья, de la famille Вuonaparte…», и чтобы понимали смысл прочитанного. Аргументы о том, что наши деды не только говорили на французском языке, но и думали на нем, в то время как сейчас французский «пылится» в книгах, звучали убедительно. Она пригласила жюри в ее школу №14 города Ставрополя своими глазами посмотреть на то, что нужно сделать, чтобы французская речь вновь зазвучала…
Елена Букша ныне помощник губернатора Ставропольского края по вопросам образования, до этого более пятнадцати лет директор школы, пять руководитель Комитета образования города Ставрополя. Ее звонок в редакцию и приглашение на встречу с конкурсантами Ставропольского края разных лет были отчасти неожиданным, хотя и закономерным сигналом из прошлого, еще одним эхом конкурса. «Хотели бы провести августовскую конференцию в необычном формате, – начала она беседу, – чтобы наряду с официальными мероприятиями накануне нового учебного года состоялся откровенный разговор с педагогами, учениками и родителями по актуальным вопросам педагогики». А вопрос оказался ни много ни мало почти философским: «ПРОдвижение в смыслы современного образования». «И считаем важным сделать это, – продолжала Елена Петровна наше телефонное общение в мягких и в то же время настойчивых интонациях, – с участием «Учительской газеты» как основательницы конкурса «Учитель года» и одного из его соучредителей».
На встречу, что особенно важно, были приглашены региональные победители конкурсов Ставрополья, абсолютные победители федерального этапа Александр Шагалов из Краснодарского края (2016 год), Олег Парамонов из Брянской области (1993 год), Артур Заруба из Москвы (1992 год), руководители краевого Института повышения квалификации разных лет, которые в свое время активно развивали конкурсное движение. Откровенный разговор проходил с участием заместителя председателя правительства Ставропольского края Ирины Кувалдиной, министра образования Евгения Козюры, депутата Думы, ректора Ставропольского госпедуниверситета Людмилы Редько, заместителя главы города по социальным вопросам Татьяны Середы, экс-министров образования этого важного региона, входящего в состав Северо-Кавказского федерального округа России. Такая вот связь времен и поколений, уважение и признание вклада каждого, кто на разных уровнях и этапах участвовал в становлении профессионального конкурса в этом регионе, и тех, кто сегодня активно и последовательно поддерживает эту традицию, поднимая планку профессиональных педагогических конкурсов на новую высоту. Достаточно привести такой факт: в последние годы власти города и региона весьма щедро поощряют своих победителей. Город по решению его главы Андрея Джатдоева дарит учителю за победу на муниципальном этапе квартиру, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров определил для победителя премию в размере 500 тысяч рублей плюс от краевых Думы и профсоюза 100 и 110 тысяч соответственно. Браво! Достойное вознаграждение! Нетипичная, увы, практика.

Карьера не самоцель
Примеров развития карьеры лауреатов и победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России» немало. Как и таких, когда в послеконкурсный период учителя, не одержавшие победу, достигают в своей деятельности не меньших результатов, чем победители.
Интересно и другое: у подавляющего числа абсолютных победителей так называемый карьерный рост имеет в большей степени горизонтальную, чем вертикальную, ось. Как яркие профи, мастера, они особенно востребованы в системе повышения квалификации учителей, их приглашают для проведения мастер-классов на форумы и фестивали, которые проходят в разных регионах. Вместе с тем они не покидают свои школы, становятся наставниками для молодых коллег. Многие обладатели Хрустального пеликана остались на прежних местах, в своих школах, как, например, два народных учителя РФ из Рязани. Зинаида Климентовская (1995 год), учитель начальных классов, работает в той же школе №4, из которой приехала на конкурс в Москву, как и ее землячка Екатерина Филиппова (1996 год), учитель французского, не расстается и по сей день со своей родной школой №34.
Такая же история произошла с самым первым победителем конкурса «Учитель года СССР» Александром Суторминым, учителем русского языка и литературы средней школы Чернского района Тульской области. Через шесть лет после победы он написал в редакцию письмо: «Чем стал для меня конкурс «Учитель года»? Шесть лет назад я не смог бы ответить однозначно. Правильно говорят, что лицом к лицу лица не увидать. Теперь я знаю, конкурс – это своеобразный трамплин для меня. Он раскрыл мои возможности, изменил мое мироощущение. Я понял, как много значит для учителя признание его профессионализма. Сколько хороших, добрых, талантливых учителей приехало тогда в Москву! Помню интеллигентную учительницу литературы из Казахстана, обаятельного учителя труда из Златоуста. Фамилии не остались в памяти, а ощущения от общения с прекрасными людьми сохранились. Помню добрые, улыбчивые лица. Как и ту атмосферу добра и света. Спасибо организаторам конкурса. Великое дело – показать педагогам, что есть такой путь выдвижения и признания талантливого учителя. Каждый может попробовать свои силы, и думаю, что каждый извлечет свои уроки. Помню свой урок. Тот, который сделал меня учителем года-90. Сейчас, кажется, я бы не так говорил, не так бы его провел. Но в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Тогда я получал весь год письма. Добрые, хорошие, со словами благодарности. Храню их до сих пор. Четыре сотни учительских признаний и откровений.
Спасибо тебе, конкурс, за все это. Я глубоко признателен бывшему главному редактору «Учительской газеты» Геннадию Николаевичу Селезневу. Как я, сельский учитель, волновался перед вручением приза! Геннадий Николаевич тактично, вежливо, очень мягко советовал мне, как себя вести, как одеться, помогал во всем, не жалея времени. Спасибо Петру Григорьевичу Положевцу! Он приехал в Поповку, и его статья вызвала новый поток писем, а значит, прибавила мне хороших знакомых и радости от общения с друзьями. Хрустальный пеликан «прижился» в Поповке. За шесть лет появились у него собратья в Минске и Брянске, Подмосковье и Рязани, Ярославле… Пусть гео­графия мест обитания пеликана расширяется». («УГ» №42 от 17 октября 1996 г.)
Статья Петра Положевца, тогда еще заместителя главного редактора, которую упомянул в письме Александр Евгеньевич, заканчивалась такими строками: «…Кстати, после конкурса у Сутормина все спрашивают, когда он уедет из Поповки. Я думаю, что если уедет, то не один. Исчезнет вместе с ним для поповских ребят пушкинский друг Дельвиг, наезжавший к родителям в Хитрово. Растворится поэт-декабрист Николай Чижов, вернувшийся в родные места в Покровку после ссылки. Может, никогда уже Грибоедов не заглянет в Спасское…» (Петр Положевец, «Неужели не вернем?», «УГ» №30, июль 1990 г.)
Он не уехал! Александр Сутормин по-прежнему работает в Чернском районе Тульской области. Поповская школа и ее ученики – его выбор, жизнь, судьба, быть может, долгое эхо конкурса, который, как он сам написал, «открыл ему новые возможности, изменил мироощущение».