Петр ПОЛОЖЕВЕЦ пожелал конкурсантам новых открытий

От первого лица
Первым испытанием для учителей стало написание эссе. Без подсказок Интернета, наедине с чистыми листами бумаги, пять часов. К моменту начала конкурса в Петербурге 85 эссе появятся на сайте конкурса «Учитель года России» teacher-of-russia.ru. Объединит их тема, которую впервые определяли в присутствии конкурсантов по специальной технологии случайного выбора. Из заранее заготовленного списка с помощью кнопки, нажали которую заместитель министра просвещения Татьяна Синюгина и главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец, участники узнали, что единой темой эссе станет тезис французского писателя Эрнеста Легуве: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас».
Вдохновляя учителей, главный редактор «УГ» напомнил: «Один из самых замечательных и гениальных журналистов конца ХХ века Анатолий Аграновский, который работал в газете «Известия», однажды на встрече с молодыми журналистами сказал такую фразу: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает…» Не старайтесь досидеть до последней минуты пятого часа. Учитель биологии из Петербурга Максим Рыжов, победитель конкурса 2016 года, через два часа сдал работу. Она была не на шести страницах, но оказалась в десятке лучших!»
Организаторы уделили внимание защите личных данных участников: листы с творческими работами не подписывали, на них разместили индивидуальные QR-коды. Позже при помощи мобильного приложения эти коды считали, сгенерировали дополнительные идентификаторы и отправили эссе на проверку. Каждую работу проверят 20 экспертов, что сделает подсчет баллов объективным.

Быть честным с собой
Днем ранее участников семинара напутствовал учитель русского языка и литературы из Армавира Александр Шагалов, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2016.
«Не подстраивайтесь под кого-то. Подумайте, в чем изюминка вашего преподавания, какую тему вы можете привнести и пронести через весь конкурс. И будьте честны сами с собой» – такое напутствие получили конкурсанты.

Два «больших пеликана» – Александр ШАГАЛОВ и Илья ДЕМАКОВ

Обращение к личности
Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2017 Илья Демаков рассказал, что сам он год назад писал работу на тему «Человек, благодаря которому я стал учителем». «Все темы одинаково сложны, потому что они требуют личного участия конкурсанта. Сложно все, что обращается к личности учителя. Простыми бывают только те вопросы, к которым можно отнестись формально», – уверен он.

Илья Демаков рассказал коллегам о конкурсном испытании «Урок». «Это привычный для нас формат. Мы не каждый день пишем эссе и учим коллег (речь о конкурсном испытании «Методический семинар». – Ред.), но урок мы делаем по шесть, семь, в две смены – по 12 раз в день. Это наша стихия, это мы умеем! Это естественная для нас среда», – констатировал он. Фрагмент лекции-консультации Ильи Демакова доступен в пабликах газеты в соцсетях. Говоря же об уроке, Илья Сергеевич подчеркнул, что самое важное – контакт детей и педагога. «Все должно быть очевидно и максимально понятно ребенку», – сказал он.

О красивом уроке
Игорь Карачевцев, заслуженный учитель России, лауреат Премии Президента РФ в области образования, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2003, говоря об уроке, высказал иную точку зрения: «Чем конкурсный урок отличается от рабочего? На мой взгляд, ничем. Каждый рабочий урок должен быть конкурсным!» Педагог пояснил: рабочий и конкурсный уроки должны быть и красивыми, и зрелищными, и яркими, но, самое важное, они должны нравиться учителю и мотивировать детей.
Игорь Карачевцев подчеркнул, что важно в драгоценные минуты конкурсного испытания раскрыть собственный потенциал: показать уровень владения предметом и педагогическими технологиями, использовать их и общаться с детьми. «Урок должен быть красивым!» – не сомневается эксперт.

Математикам повезло!
Выступление Михаила Случа, директора московской пятьдесят седьмой школы, абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010, открывало третий день семинара. «Быть не просто учителем школьного предмета, а относиться к науке, которая за этим предметом стоит», – порекомендовал математик своим коллегам. «Все конкурсные испытания очень сложны именно с точки зрения времени: вместить сконцентрированное содержание в установленные 20 минут очень сложно, поэтому я рекомендую вам быть внимательными и отрепетировать свои мастер-классы заранее», – посоветовал Михаил Случ.
Несмотря на то что речь шла в основном о царице наук, идеи, советы и личный опыт мастера слушателей заворожили. Как сказала участница семинара Надежда Петрунина, учитель математики лицея №230 города Заречного Пензенской области: «Математикам повезло больше всех – мы получили настоящий мастер-класс по своему предмету!»

Команда молодости нашей
Еще одну лекцию посвятили «Образовательному проекту». Руководитель Центра реализации государственной образовательной политики и информационных технологий Виктор Фертман заметил, что в очном туре конкурсантов будут отвлекать все – коллеги, организаторы, жюри. Именно поэтому, на его взгляд, эссе – самое спокойное и неэнергозатратное испытание конкурса. Он подчеркнул, что именно «Образовательный проект» демонстрирует умение работать в команде, посоветовал конкурсантам распределять задачи и вместе искать конструктивные решения.
Цифровой учитель
Выступление Аллы Волковой по наполнению сайта учителя вызвало живейший интерес. Замдиректору, учителю физики и информатики гимназии №12 города Липецка, победителю Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015 предстоит работа, связанная с оценкой сайтов участников конкурса. Алла Александровна напомнила: сайт не ресурс, посвященный достижениям учителя и учеников. Анализ содержания сайта поможет лучше узнать конкурсантов, увидеть уровень цифровой грамотности и культуры педагога: «По тем событиям, в которых участвует учитель, понимаешь, что его интересует».

Формат имеет значение

Как подготовиться к тому, что тебя будут оценивать? Об этом рассказал учитель музыки из Москвы Артур Заруба, абсолютный победитель 1992 года. «Вы должны быть органичными и естественными», – советует эксперт с 26‑летним стажем, вспоминая, что неоднократно он замечал, как конкурсанты путали форматы выступлений. «Я видел, когда на сцене шел мастер-класс, а учитель читал лекцию. Шел методический семинар, а учитель давал урок. Надо быть в том формате, который предполагает задание! Важно это почувствовать!»
Эссе – серьезное испытание для конкурсантов. Вся надежда только на самих себя

О конкурсе победителей
На открытии установочного семинара заместитель министра просвещения России Татьяна Синюгина рекомендовала учителям общаться, расти профессионально и не думать о победе. «Вы уже победители, каждый прошел важный, успешный, результативный путь. Вы уже знаковая фигура в системе образования вашего региона. Я хочу пожелать всем вам успеха и открытий, чтобы конкурс дал каждому из вас возможность продемонстрировать свои лучшие качества. Желаю каждому из вас и в профессии, и в жизни оставаться самим собой и помнить, что учитель – профессия дальнего действия, главная на земле», – подчеркнула она.

В общении с педагогами заместитель министра просвещения выяснила, что подавляющее число участников семинара недовольны нынешней моделью аттестации, которая вынуждает учителей собирать документы, грамоты и прочие «бумажки». Увы, это не добавляет возможности получить реальную оценку своей работы. Татьяна Синюгина пообещала, что к 1 января 2021 года будет создана новая модель аттестации учителей. Она не потребует от педагогов дополнительных подтверждающих документов, а сам процесс будет организован иначе, менее энергозатратно для учителей.

На открытии семинара главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец желал участникам новых открытий. Без сомнения, выступления победителей конкурса разных лет, мастер-классы, консультации и личное общение стали таким открытием для тех, кто приехал на конкурс.
Секретарь – заведующий отделом по связям с общественностью аппарата Общероссийского профсоюза образования, председатель счетной комиссии 2018 года, член оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России» Елена Елшина отметила, что победителям регионального этапа «дан шанс стать на ступеньку выше». Как выстроить траекторию роста, на что обратить внимание в ходе конкурсных испытаний, как работать в команде – секретами мастерства делилась Елена Станиславовна.

Петербург: «Ждем и готовимся»
В этом году конкурс стартует в Санкт-Петербурге. Принимать его будет академическая гимназия №56. О том, какие классы, оборудование и ученики ждут конкурсантов, рассказала Майя Пильдес, член оргкомитета конкурса, народный учитель Российской Федерации. В первый день семинара провели жеребьевку, конкурсантам дали телефоны кураторов и подробные инструкции о том, как получить помощь и консультацию коллег в академической гимназии. «Мы вас ждем и готовимся!» – эти слова председателя совета государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Академическая гимназия №56» Санкт-Петербурга Майи Борисовны Пильдес прозвучали как заверение в том, что первый и второй туры федерального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России» в 2018 году пройдут на высоком уровне!

Не экзамен!

В «УГ» №33 от 14 августа 2018 года опубликована статья Ирины Георгиевны Димовой, первого заместителя главного редактора «Учительской газеты», члена оргкомитета Всероссийского конкурса «Учитель года России», «До. Во время. После», посвященная прошлому и настоящему конкурсного движения. С этой же темой она выступила на открытии семинара. Ирина Димова уверена: важно сохранить конкурсное движение и его дух. Учителя устали от излишней формализации, стандартизации, жесткого контроля и назидательства, этого предостаточно в современной школе. Конкурс не только отдушина, это «мощное, уникальное профессиональное и творческое дело, годами создававшееся на принципах сотрудничества общества и государства», считает заместитель главного редактора. «Конкурс, как и установочный семинар, не экзамен для учителя, но школа личного роста», – уверена Ирина Димова.
Цифры и факты

Участниками установочного семинара в Москве стали 85 педагогов – победителей региональных конкурсов «Учитель года».
За три с половиной дня прошло 28 лекций и мастер-классов! Среди тех, кто делился с участниками семинара опытом и знаниями, – победители конкурса разных лет.
В конкурсе участвуют: 17 педагогов истории и обществознания, 14 информатиков, 11 учителей иностранного языка, 10 педагогов начальной школы, 7 математиков и столько же учителей физики, 5 преподавателей русского языка и 5 учителей биологии, 3 учителя химии, 2 географа, 2 преподавателя физкультуры, 2 учителя музыки.

Больше фото и видео – в наших пабликах. Присоединяйтесь!
Facebook: www.facebook.com/www.ug.ru
«ВКонтакте»: vk.com/uchitelskaya_gazeta
«Одноклассники»: www.ok.ru/uchitelskaya
Twitter: twitter.com/ug_tw

Instagram: www.instagram.com/uchitelskaya_gazeta
фото автора и Михаила КУЗМИНСКОГО