Но бывает, что дети, пришедшие в школу раньше положенного по закону срока, с самого начала чувствуют себя в своей тарелке. Это происходит с теми, кто не только хорошо подготовлен к усвоению школьной программы, но и легко общается с одноклассниками, учителем, проявляет инициативу, настроен на восприятие нового.

Бабушка за партой

Татьяна НАДЕЖДИНА, учитель, Санкт-Петербург:

– Вот уже почти четверть века я работаю учителем начальных классов. И, несмотря на такой опыт, выпустив очередной четвертый класс, каждый раз с волнением смотрю на своих первоклассников. С первых дней замечаю, как они по-разному воспринимают новую для них обстановку. Кто-то весел и радостно улыбается в ожидании чего-то нового, интересного. Кто-то с тревогой и даже со страхом смотрит на меня, когда я рассказываю, что им предстоит во время учебы, как нужно вести себя в школе. Даже не заглядывая в журнал, могу определить их возраст (разница даже в несколько месяцев у первоклассников очень заметна), кто готов к школе, а кто – нет, у последних, к сожалению, часто возникают проблемы с первых дней учебы.
Помню, среди моих первоклашек был мальчик, которому еще не исполнилось шесть лет. Принят он был по настоянию родителей, считавших, что он очень развит и готов к школе. Однако малыш никак не мог привыкнуть к окружению детей, старших на год-полтора. Он даже убегал в свой детский сад, который находился рядом со школой, за забором. Или среди урока вставал и шел к двери, говоря, что устал и хочет домой. В первое время на уроки приходила его бабушка и сидела с ним за партой, помогая ему не отвлекаться от урока. В течение двух лет она водила его в школу и домой, хотя живут они рядом со школой и дорогу переходить не надо. А если отвести его домой было некому, я сама провожала его до дверей квартиры. Предлагали родителям вернуть его в детский сад, по которому он скучал, но амбициозные папа и мама на это не соглашались.
Так и пришлось малышу учиться поневоле, почти по принуждению. Конечно, время идет, мальчик взрослел, привыкал к ребятам, становился дисциплинированным, что далеко не всегда случается с детьми, психологически не готовыми к школе. Перешел во второй класс, потом в третий. Но все же было видно, что ему трудно поспевать за одноклассниками и общаться с ними. Но способности его раскрылись, и в четвертом классе он сравнялся с одноклассниками и потом успешно прошел всю школу.
Почему в школе стали часто появляться малыши, которым стоило бы еще годик походить в детский сад? Здесь, по-моему, главную роль играет воля родителей, которых мнение воспитателей, психологов и даже желание самих детей не интересуют. Хотя в первую очередь должно учитываться именно желание самого ребенка, при условии что он здоров и хорошо подготовлен к школе.
Два года назад ко мне на собеседование пришли мама с дочкой, которой до полных семи лет не хватало больше полугода. Девочка была хорошо развита, умела читать, знала много стихов. Но, когда ее провели по школе, показали помещение класса, где ей предстояло учиться, она насупилась. Класс показался ей слишком строгим по сравнению с игровой комнатой в детском саду, и она сказала: «Я хочу домой, хочу ходить в детский сад».
Чтобы у ребенка появилось желание учиться, он должен быть подготовлен физически, психологически и морально. Умственное развитие важно, но нередко оно опережает его возраст благодаря стараниям взрослых. Это тоже может ему навредить, снизить интерес к учебе. Азы ему уже известны, он скучает и привыкает к безделью на уроках. Психологи в детском саду знают об этом, они внимательно наблюдают за каждым ребенком и дают полезные советы родителям, я рекомендую им прислушиваться к таким советам, они помогут правильно подготовить ребенка к школе.
Чтобы малышам было легче перейти от детсадовской жизни к школьной, педагоги должны объединиться. Нужна общая программа для воспитателей и учителей, которая поможет лучше подготовить детей к поступлению в первый класс. Помочь первоклассникам перестроиться, включиться в учебу мне помогают игровые ситуации, которые я провожу в первое полугодие.
Есть еще одна особенность, свойственная современным детям, – это повышенная активность, или иначе гиперактивность, и как следствие импульсивность и рассеянность на уроке. Обычные дети к школьному режиму привыкают через месяц-полтора, а гиперактивные – через два года и даже дольше.
Ученые считают, что разница в возрасте всего на несколько месяцев у малышей существенная, у них разные мироощущения.

Катя и Савелий

Мария КОРНЕВА, Мытищи, Московская область:

– Моя дочка Катя была рослым ребенком, гораздо выше других сверстников. Да и интеллектуально развивалась быстрыми темпами.
Однажды к нам в гости пришла бывшая учительница, с которой мы жили когда-то по соседству. Поговорила с Катей, а когда девочка ей прочитала наизусть отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», сказала нам: «Советую вам отдать дочку в школу. У нее непреодолимая тяга узнавать новое. Она будет отличницей». Мы с мужем и наши две бабушки согласились, что Кате пора в школу. Мы, конечно, не хотели еще год держать ее в детском саду. Пошли в нашу соседнюю школу №2. Ее будущая учительница и психолог согласились, что Катя вполне готова к поступлению в школу.
Итак, в пять лет и семь месяцев Катя стала первоклассницей. Училась охотно все годы, практически только на «отлично». Школу окончила с хорошим аттестатом, поступила на исторический факультет МГУ.
Хочу сказать, что в подростковом возрасте у Кати появились проблемы в отношениях с одноклассниками. В 6‑м классе им было уже по двенадцать-тринадцать лет, а Кате еще не было одиннадцати. Она еще в куклы играла, и эти старшие девочки подшучивали над ней: «Тебе место в детском саду». Девочка обижалась и плакала. «Мне не с кем дружить», – жаловалась Катя дома. Дочка переживала и старалась дружить с ровесницами – на класс моложе. Когда Катя была уже студенткой, ее лучшая подруга еще училась в школе. Именно на первом курсе дочка сказала мне: «Напрасно ты меня так рано отдала в школу». И я поняла, что в школьные годы ей было некомфортно общаться с ребятами, которые были старше ее.
Иначе сложилась школьная жизнь у моего младшего сына. Савелий стал учеником первого класса в семь лет и восемь месяцев, хотя по закону мог пойти в школу на год раньше. Но мы не стали торопиться, как с Катей, дали ему возможность еще год ходить в детский сад. И это нормально. Как я потом поняла, это тот возраст, который можно считать идеальным для перехода к школьной жизни.